301430, Россия, Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 21

“Сценическое отношение и оценка факта

Объединение “Сценическое мастерство”.

Тема: «Сценическое отношение и оценка факта».

Педагог – Зубарева Ольга Юрьевна.

На сцене почти не бывает предметов, людей, фактов, событий, к которым актер имел бы право относиться так, как эти предметы, люди, факты, и события сами по себе требуют. Почти всякий объект, с которым актеру приходится иметь дело, он должен превращать во что-то другое и соответственно этому изменять к нему свое отношение.

Одна из важнейших способностей, которыми должен обладать актер, заключается в умении устанавливать и менять в соответствии с заданием свои сценические отношения. Менять по заказу свои отношения – в этой способности проявляется наивность, непосредственность и профессиональная пригодность актера. Не обладая этой способностью хотя бы в самой зачаточной форме, настоящим актером сделаться нельзя. Школа может развить ее, но привить ее тому, кто от природы совершенно ее лишен, она бессильна.

Сценическое отношение – это элемент системы, закон жизни: каждый объект, каждое обстоятельство требует установления к себе отношения. Отношение — определенная эмоциональная реакция, психологическая установка, диспозиция к поведению. Отношение имеет чувственный и интеллектуальный аспекты. Установление отношения к обстоятельствам каждый человек совершает, исходя из личного опыта, в зависимости от психологической установки.

Этот процесс может протекать почти мгновенно, но может быть и длительным. Время, требующееся для установления отношения, зависит от многих причин (в частности, от нервной готовности, сверенной с опытом индивида, и многих других обстоятельств).

Оценка факта — процесс перехода из одного события в другое. В оценке умирает предыдущее событие и рождается новое. Смена событий происходит через оценку. Люди ходят в театр ради оценок! Знаменитые «гастрольные паузы» — это оценка. Всякий возникающий на сцене новый факт требует со стороны актера-образа определенной оценки. Иногда эта оценка носит сознательный, в той или иной степени рациональный характер, иногда же она возникает в форме чисто эмоциональной и выражается в импульсивном, непроизвольно возникающем действии. Отсюда требование: актер должен уметь правдиво и органично оценивать возникающие на сцене факты. Иногда это требование выражают так: актер должен уметь принять неожиданность. Ведь всякий возникающий на сцене факт — будет ли это не имеющая существенного значения реплика партнера или же, наоборот, какое-нибудь очень важное для данного персонажа событие — всегда в той или иной степени является неожиданностью для действующего лица. Следовательно, такой же неожиданностью каждый факт сценической жизни должен быть и для самого актера. Заранее известное воспринять как неожиданное — в этом главная трудность актерского искусства, но именно в этом, прежде всего, и проявляется талант актера.

Воспринимать, то есть видеть, слышать, осязать и т.д. Актер должен воспринимать всякий объект таким, каким он реально ему дан, относиться же к этому объекту должен так, как ему задано. Это творческое преобразование окружающей среды и всего, что происходит на сцене, актер осуществляет при помощи своей творческой веры в правду вымысла, а эта творческая вера добывается при помощи фантазии, поставляющей необходимые сценические оправдания.

Сценическое отношение – путь к образу.

В творческом преобразовании объекта очень часто можно обнаружить два момента: первый – создание новой художественной реальности, второй – нахождение субъективного отношения к этой реальности.

Усваивая отношения сценического героя, актер тем самым становится другим, превращается в заданный ему образ. Сущность всякого человека, а, следовательно, и сценического образа, определяется его отношениями.

Работать над ролью – это значит искать отношения. Если актер сделал отношения образа своими отношениями – это значит, что он овладел внутренней стороной роли.

Отношение – это основа действия. Из отношений человека вытекает его поведение, то есть действия и поступки человека. Не имея отношений, нельзя действовать.

Действия – это язык театра и материал актерского искусства. Пока актер не начал действовать, нет искусства, нет театра.

Сценические отношения – основа актерского искусства. Это искусство зарождается в отношениях и реализуется в действиях.

Чтобы сыграть роль, актер должен верно определить отношения действующего лица, сделать эти отношения своими (то есть воспитать их в себе, вжиться в них) и на основе этих отношений логично, целесообразно и продуктивно действовать.

Различают два вида сценических отношений.

  • отношения, сложившиеся в процессе жизни образа до начала пьесы;
  • отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа (оценка факта).

Сознание человека, его психика хранят в себе следы огромного количества всякого рода воздействий окружающей среды, полученных на протяжении прожитой им жизни. Эти следы живут в сознании в форме определившихся, отстоявшихся, ставших привычными отношений человека ко всему, что его окружает.

Работая над ролью, актер, прежде всего, должен определить, понять и сделать своими отношения первой группы, то есть такие, которые сложились в результате жизни, прожитой данным персонажем до начала сценического действия. Предварительная заготовка отношений первой группы является необходимым условием естественного, живого, органичного и непроизвольного возникновения отношений второй группы.

Оценка факта.

Всякий возникающий на сцене новый факт требует со стороны актера-образа определенной оценки. Иногда эта оценка носит сознательный, в той или иной степени рациональный характер, иногда же она возникает в форме чисто эмоциональной и выражается в импульсивном, непроизвольно возникающем действии.

Актер должен уметь правдиво и органично оценивать возникающие на сцене факты, должен уметь принять неожиданность.

Заранее известное воспринять как неожиданное – в этом главная трудность актерского искусства, но именно в этом, прежде всего, и проявляется талант актера.

Одним из важнейших условий для органического возникновения живой, естественной, непроизвольной эмоциональной оценки каждого события на сцене, является предварительная заготовка устойчивых и прочных отношений, накопленных данным действующим лицом на протяжении всей его жизни. Без такой заготовки невозможны взрывы сценической веры актера.

«Главное не само действие, а естественное зарождение позывов к нему». Актер должен уметь подвести себя к действию.

Сосредоточенное внимание актера и его вера в правду вымысла рождают в актере нужные отношения, а эти отношения служат той почвой, на которой зарождаются действия.

Требования к актеру.

  • Актер должен уметь искать, находить и делать своими отношения, которых требует роль.
  • Ко всему, что находится и происходит на сцене, актер должен уметь относиться в соответствии с требованиями художественного вымысла данной пьесы и данной роли.
  • Актер должен уметь, исходя из заранее установленных отношений, любой факт сценической жизни принять как неожиданность и правильно (в соответствии с психологией образа) оценить этот факт.
  • Актер должен уметь при помощи сосредоточенного внимания, сценической веры и правильных сценических отношений подводить себя к органическому действию.

Упражнение на перемену отношения к предмету.

В этих упражнениях предмет не настоящий, а «подставной», но отношение к нему ищется подлинное. Предлагаемые обстоятельства упражнения должны быть созданы самими обучающимися.

Вот несколько примеров перемены отношения к предмету.

Поставить стул:

а) печатный станок подпольной большевистской типографии;

6) формалистическая скульптура;

в) образец бракованной продукции.

Взять несколько вещей (шляп, косынок, поясов, часов):

а) выбираю вещь для себя;

б) выбираю для подарка дорогому человеку;

в) выбираю, выполняя поручение неприятного человека.

Смотрю Чемоданчик — «телевизор»:

а) спортивное состязание;

б) веселую комедию;

в) последние известия по интересному для меня вопросу.

Упражнение на отношение к месту действия

Обучающимся предлагается, находясь на сцене, почувствовать себя как в каком-либо месте.

  1. В кабинете врача.
  2. В приемной зубного врача.
  3. В купе поезда.
  4. На пароходе.
  5. В гостях у известного художника.
  6. В музее восковых фигур.

Прежде чем начать действовать, исполнитель должен самым тщательным образом оправдать задание и ответить при помощи своей фантазии на ряд вопросов: Давно ли пришел сюда? Каким образом и для чего? Где находился и что делал до своего прихода в данное место? Долго ли намерен здесь пробыть и что буду делать? Когда уйду отсюда?

Упражнение на отношение к месту действия плюс обстоятельство

  1. Человек сидит в саду летом (жарко) или зимой (холодно).
  2. Стоит у витрины продуктового магазина (голоден).
  3. Ждет автобуса (долго не идет).
  4. Входит в комнату, где лежит тяжелобольной.
  5. Стоит у развалин своего дома, разрушенного бомбежкой.
  6. Упражнение на отношение к партнеру

Упражнения идут без слов. Отсутствие слов должно быть оправдано обстоятельствами этюда. Но не надо молчать, во что бы то ни стало и превращать молчание в неправду. Если захочется говорить — говорите!