301430, Россия, Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 21

“Социологические исследования. Виды социологических исследований – анкетирование”

Объединение: пресс-центр «Юнкор». 2 г.о.

Тема: “Социологические исследования. Виды социологических исследований – анкетирование”.

Педагог: Сорокина Полина Геннадьевна.

Любому журналисту, даже если он сам никогда не будет проводить социологические исследования, полезно знать особенности программирования исследования, быть знакомым с процедурами исследования. Это важно еще и потому, что процесс познания социальных явлений, процессов, которыми постоянно занят журналист, будет более глубоким, основательным и объективным, если вести его не только чисто журналистскими способами, но и применить научный подход, который существует в социологии. Особенно в этой связи полезно быть знакомым с построением программы социологического исследования.

Этапы социологического исследования включают:

  1. предварительное изучение проблемы,
  2. программирование,
  3. составление выборки,
  4. разработку инструментария исследования,
  5. инструктаж участников исследования,
  6. пилотирование полевых документов – пробное исследование,
  7. полевое исследование,
  8. кодирование информации,
  9. подготовку информации к обсчету,
  10. обработку информации,
  11. анализ полученных данных,
  12. подготовку отчета, других публикаций по исследованию, в т.ч. в прессе.

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Разновидности анкетирования

По полноте охвата различают:

  • сплошное – опрос всех представителей, (НАПРИМЕР, всех учеников школы)
  • выборочное – опрос части людей, наиболее распространенный метод получения первичной социологической информации. (НАПРИМЕР, каждого второго ученика школы).

По типу контактов с респондентом:

  • очное – в присутствии интервьюера.
  • групповое анкетирование (несколько респондентов) – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
  • индивидуальное анкетирование (один респондент) – дает большее качество заполнения. НАПРИМЕР, работа анкетера с каждым учеником школы отдельно.
  •  заочное – интервьюер отсутствует при заполнении анкеты. Оно может быть представлено следующими видами
  • рассылка анкет по почте
  • публикация анкет в прессе
  • публикация анкет в Интернете (онлайн-анкетирование)
  • личное вручение и сбор анкет у респондентов.

Анкетный опрос состоит из трех этапов, рассмотрим их внимательнее:

  • подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
  • оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
  • подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.

Задание: составить анкету для своих одноклассников на любую тему.

#цтригосуворов #территориятворчества  #лучшедома  #оставайсядома  #stayhome  #дистанционноеобучение