301430, Россия, Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 21

“Профессиональное общение журналиста”

Объединение “Пресс-центр «Юнкор»”.

Тема занятия “Профессиональное общение журналиста”.

Педагог – Сорокина Полина Геннадьевна.

Итак, вам предстоит нанести визит герою своего материала, или дозвониться до специалиста, который дал бы комментарий. Все бы ничего, но только как с ними разговаривать? Вопрос кажется странным, но для многих общение с незнакомыми людьми -настоящая проблема. Не переживайте!

Есть один прекрасный способ побороть волнение и неуверенность в себе: вспомнить, что вы звоните не просто так, поболтать, а у вас есть важное дело, и вам необходимо получить ответ на ваш вопрос не потому что вас лично это интересует, а потому, что вы представляете интерес НАРОДА, десятки, а может даже сотни людей хотели бы и имеют полное право знать то, о чем вы спрашиваете. Это, в общем-то, не вы звоните, а ваше издание. И спрашиваете вы необходимую для общества информацию. Главное, чтобы ВЫ это знали. Знали, что вы правы, знали, что вы можете рассчитывать на эту информацию.

Поверьте, время от времени в вашей работе могут встречаться люди, которым выгодно выставить вас дураками. Это будет весьма проблематично, если вы сами будете уверены в своей цели. Как бы то ни было, сначала вам все равно придется говорить по телефону, хотя бы для того, чтобы договориться о встрече. Когда на том конце поднимут трубку, и вы будете уверены, что позвонили именно туда куда хотели, представьтесь, а уже потом попросите к телефону нужного вам человека. Это важно, потому что вряд ли бы стали так суетиться, скажем, в приемной комитета по здравоохранению, если бы думали, что им позвонил “обычный” человек.

Стандартное представление выглядит примерно так: “Меня зовут Иван Петрович, газета “Правда”. Конечно, произносить это нужно без пафоса и угрозы :). Вообще старайтесь всегда сохранять доброжелательность, это очень поможет. Когда к телефону подойдет ваш оппонент, не забудьте представиться еще раз. Затем постарайтесь в нескольких словах объяснить причину вашего звонка. Например: “Работаю над материалом о прививках, и мне бы хотелось рассказать о новых вакцинах, появившихся за последнее десятилетие. Не могли бы вы помочь?”.

Если у вас есть время, позаботьтесь о том, чтобы вашему собеседнику было удобно дать вам нужную информацию. Предоставьте ему выбор -он может ответить сейчас, или вы дадите ему время подготовиться и перезвоните позже, либо подъедете и поговорите лично.

В конце беседы (ну, можно и в начале, только если окажется, что этот человек не смог предоставить нужной информации, вам будет неудобно, потому что он-то уже представляет свои речи в газете) не забудьте попросить вашего специалиста полностью представиться, назвать свою должность и регалии. Не бойтесь переспрашивать, уточнять.

Если вы встречаетесь лично, можете попросить записать для вас эти данные, или показать для сверки записанное вами. Ошибки в фамилиях или должности очень неприятны, так что лучше перестраховаться.

Если вы общаетесь с человеком, не привыкшем к работе со средствами массовой информации, постарайтесь вести себя с ним более по-человечески нежели официально. Вообще расположение к себе собеседника в работе журналиста -целое искусство. Вам предстоит стать настоящим актером, и это очень интересно.

Бывает так, что нужный специалист отказывается давать какие-то комментарии, вредничает, упирается, выказывает недовольство. Если это действительно тот человек, который уполномочен дать вам ответ на ваш вопрос, (например, вы пишете о том, куда ушли деньги нареставрацию памятников и обращаетесь к главе организации, занимающейся защитой наследия, который контролирует расходы на реставрацию), скажите ему, что вам придется написать: “Такой-то от комментариев отказался”. У вас просто не будет другого выхода. Тогда ваш оппонент поймет, что либо ему придется дать вам комментарий, либо в газете будет красоваться его имя в весьма сомнительном свете -ваши читатели поймут, что ему есть что скрывать и дело нечисто.

Еще раз повторю, в любой ситуации старайтесь сохранять самообладание, говорите без обиды, угроз и раздражения. В конце разговора не забудьте поблагодарить собеседника за уделенное время и предоставленную информацию, и скажите какого числа выходит газета с вашим материалом (какого числа и во сколько выходит ваша передача по радио или ТВ). Нередко вас будут просить принести пару экземпляров газеты. Вы можете делать это для добрых товарищей, или людей, которые вам очень помогли или с которыми вы планируете дальнейшую тесную работу. Помните, что вы не курьер, и у вас куча работы, да и всеобщее представление о том что журналисты просто купаются в кипе вышедших номеров ошибочно -повезет, если вам достанется хотя бы пара экземпляров.

Задание: придумать и нарисовать газету (название, рубрики, как будет выглядеть)