301430, Россия, Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 21

«Народно-сценический танец.  Белорусский танец.  «Крыжачок»

Объединение «Хореографическая студия  «Росинка». Группа «Основы хореографического искусства» 4-й год обучения.

Тема: «Народно-сценический танец.  Белорусский танец.  «Крыжачок» ( тема рассчитана на пять занятий)

Педагог Алёшина Лариса Николаевна.

Задание 1. Ознакомиться с основными сведениями о белорусском танце.

Белорусский танец. Основные сведения. Белорусскую народную хореографию отличают большое количество игровых танцев, множество различных образов отрицательных и положительных, которые в конце концов создают праздник нескончаемого веселья и шуток.   «Душа белоруса щедро наделена весельем, – пишет этнограф в конце ХIХ века, – он от природы любит повеселиться, развернуться, хотя у него никогда нет роскоши избыточной. И пойдет у него такое веселье, словно он так и родился для одних песен да плясок и нужды никакой не знает» («Белорусский народный фольклор»). Нельзя не заметить, что многие направления в истории танцевального фольклора имеют общие корни с русскими танцами. Так же как и в России, в Белоруссии существуют прекрасные образцы хороводов, кадрилей, полек, плясок. Танцевальное творчество не обходится без исполнителей-музыкантов, которые своим мастерством помогают танцующим выразить в танцах  свою душу, свое внутреннее состояние. Среди инструментов, которые бытовали на территории Белоруссии, мы можем найти кроме баяна и гармошки популярную дудку, а ранее скрипка, бубен, балалайка, жалейка и цимбалы были также популярны  в народе, как и баян сейчас.

Белорусский народный танец –  белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Белорусские танцы отличаются своей сформированностью и самобытностью. Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания  истоков белорусской культуры. С середины  ХIХ  века началось слияние  традиционного  фольклора с танцевальными формами кадрили и польки, которые пришли из Западной Европы.

Белорусские танцы делят на три группы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные. В иллюстративно-изобразительных танцах («Метелица», «Воробей», «Коза», «Ленок», «Толкачики») самую важную роль играет драматическое искусство солистов, танцы богаты жестами, мимикой. В игровых танцах («Джигун»,»Магера», «Репка». «Панночка», «Цепь») танцоры ловят друг друга, выполняют какие-то задания. В  орнаментальных танцах «Крыжачок», «Кола», «Троян», «Крутуха») основой хореографической композиции является определенная геометрическая фигура, которую часто можно определить уже из названия песни.  Из-за того, что танцы могут иметь региональные и исполнительские вариации, часто трудно определиться, к какой из групп относится конкретный танец.   Также иногда случаются ситуации, когда один танец может содержать в себе сразу две или три группы.

Белорусский танец имеет своеобразные движения, в которых часто используются сложные композиционные приемы. Каждый танец имеет свое музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок. Почти все белорусские танцы парные и массовые. Движения танцоров полны динамизма , внутреннего эмоционального  накала и народного духа. Особенностью многих белорусских танцев является их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, работе, отношении к природе. Практически во всех композиционных танцах используются простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, линия. Эти фигуры объединяются в единое целое с помощью переплетений. Руки в танце аккомпанируют ему, помогают передать настроение танцора. Положения рук раскрывают и усиливают внутреннее художественное содержание танца.

Позиции и положения рук при изучении элементов белорусского танца схожи с положениями русского танца. Однако в белорусском танце при положении рук на талии кисти примыкают к корпусу тыльной стороной, как бы прячутся от зрителя. У девочек часто используется положение «закрыться от солнышка»: одна рука на талии, другая поднята над головой в 3-ю позицию ладошкой наружу. В парных танцах чаще всего используется положение рук крест-накрест, при этом танцующие располагаются на одной линии.

Задание 2. Самостоятельно, используя описание, разобрать и проучить элементы белорусского танца «Крыжачок»: основной ход вперед; основной ход назад; тройной притоп.

Крыжачок. массовый парный белорусский народный танец. О происхождении его названия существует толкование, усматривающее его связь  с народным названием дикого селезня – «крыжак». Сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц. Так же возможно, что название «Крыжачок» происходит от слова «крыж» (крест), так как для этого танца характерны построения в форме креста, переходы крест-накрест. Бытует и танец, воспроизводящий движения дикого селезня, но это местный вариант, встречающийся в западных районах Белоруссии. «Крыжачок» – танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе. Пространственный рисунок танца замысловатый и сложный.

Крыжачок.Основной ход вперед.  Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: 1-я прямая позиция, колени присогнуты.

Затакт (И) – небольшой подскок на левой ноге с проскальзыванием вперед на полупальцах. Одновременно поднимается вперед правая нога, слегка вытянутая в подъеме и сильно согнутая в колене, которое тоже направлено вперед;

РАЗ – небольшой шаг вперед правой ногой на полупальцы;

И – небольшой шаг вперед левой ногой на полупальцы;

ДВА – небольшой шаг вперед правой ногой на полупальцы;

И – небольшой подскок на правой ноге с прскальзыванием вперед на полупальцах. Одновременно поднимается левая нога, слегка вытянутая в подъеме и сильно согнутая в колене, направленном вперед.

После этого на счет «раз» второго такта повторяются движения с другой ноги. При исполнении основного хода колени ног должны быть все время присогнуты. Корпус сильно подтянут и чуть отклонен назад. Шаги четкие, подскоки небольшие. Голова слегка приподнята и повернута к правому или левому плечу.

Крыжачок. Основной ход назад. Исполняется так же, но шаги на полупальцах делаются назад.

Основной ход исполняется с продвижением по кругу, по прямой линии, а также в повороте.

Крыжачок.Тройной притоп. Затакт (И) – подскочив на левой ноге, правую приподнять над полом;

РАЗ – притопнуть на месте правой ногой, левую слегка приподнять;

И – притопнуть на месте левой ногй, правую слегка приподнять;

ДВА – притопнуть на месте правой ногой;

И – пауза.

При исполнении притопов корпус и голова танцующих слегка наклонены вперед. Притопы должны быть четкими и отрывистыми. Тройной притоп может исполняться в сочетании с основным ходом « Крыжачка», им же заканчивается музыкальная фраза.

На элементах основного хода и тройного притопа можно составить несложную композицию танца.

Задание 3. Используя видео, самостоятельно проучить и исполнить композицию танца «Крыжачок».