301430, Россия, Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 21

“Этюды на театральной ширме”

Объединение “Театр кукол “Буратино”. Группа 1 а.

Тема занятия “Этюды на театральной ширме”.

Педагог Синельникова Любовь Борисовна.

1. Сегодня на занятии мы будем продолжать обучаться актёрскому мастерству в работе с перчаточными куклами на ширме, а также познакомимся с историей появления первых кукольников в России.
«История появления кукольных театров в России»

– Чтобы стать профессиональным артистом-кукольником нужно многое знать и уметь. Актёрскому мастерству вы обучаетесь на занятиях театра кукол. Вспомним, что означает слово «театр»?

– Верно, слово «театр» – греческого происхождения. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище. Какие театры вы знаете? (Ответы детей)

– Есть театры кукол, драматические, театр оперы и балета, театр сатиры и юмора, театр оперетты и другие. Программа выступления у всех разная, но объединяет их одно. Подскажите, что это? (Ответы детей)

– Единое одно – в театрах работают актёры. Какова же роль актёров в театре? (Ответы детей)

– От исполнения роли актёром будет зависеть, понравится и запомнится ли зрителю спектакль? Поймёт ли зритель замысел режиссёра, поставившего спектакль? А как вы думаете, когда в России появились первые артисты-кукольники? (Ответы детей)

Первые кукольники появились в России более 300 лет назад. Они бродили по бескрайним просторам нашей Родины, показывая представления. В образе Петрушки воплотился образ трудового народа, его жизнь и вера в то, что он всегда и везде преодолеет любые невзгоды на своем пути. Детям и взрослым нравились эти представления. Так продолжалось до 1918года, а в 1918 году в Москве открылся первый кукольный театр, организатором его были художники Ефимовы. Сейчас в России более 100 профессиональных кукольных театров. Самые старейшие государственные кукольные театры – это Большой театр кукол в Санкт-Петербурге и Центральный театр кукол в Москве, руководителем которого был известный в России и за рубежом, народный артист Сергей Владимирович Образцов.

2. А сейчас «речевая разминка». А для чего нам, актёрам, необходима такая разминка? ( Ответы детей).

– Слово – является средством актёрской профессии. Работая с куклой на ширме, актёр словом и действием создаёт образы персонажей. Тренировать свой речевой аппарат ему помогают упражнения на развитие техники речи, поэтому на каждом занятии мы знакомимся и осваиваем эти упражнения:

А) «Цветочный магазин» и. п.- стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. Выдох медленный и плавный.

Б) »Свеча» – задуть 3-5 ….10 свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

В) «Проколотый мяч». Нажимайте на воображаемый мяч ладонями легко, без усилий Выдох должен быть плавным, энергичным. Имитируйте звук «сссссс».

Г) Сжать губы трубочкой и раздвинуть в улыбку.

Д) «Трубочкой попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку.

Е) Круговые движения « трубочкой» в одну сторону, потом в другую

Ё). Почесать зубами верхнюю губу, потом резко опустить её вниз.

Ж) Произнести скороговорку «Мама мыла мылом Милу»: произнести скороговорку медленно, потом 3раза быстро; произнести тихо, закончить громко; произнести низким голосом, затем высоким.

3. Для создания эмоционально-выразительного образа актёр использует пластику тела, движения, речь, голос, мимику, жест. Ему помогает в этом память, воображение, наблюдательность, внимание, фантазия. Нужно постоянно повседневно актёру совершенствовать навыки и умения в работе с театральными куклами на ширме.

Вспомните знакомые этюды с перчаточными куклами на ширме.

4. Игра – стихотворение «Как звери готовились к зиме». Этюд на выразительность движений, жестов, основных эмоций, умение работать с декорацией и бутафорией. По содержанию этюд несложный.

– А сейчас мы будем играть в игру-стихотворение «Как звери готовились к зиме». Это большой этюд, так как в нём участвует несколько персонажей.

На ширме лесная поляна. Деревья в жёлтом наряде. Каждый герой занят своим делом: Зайки чистят валенки, Лисицы вяжут рукавички, Белка сушит грибы на дереве.

Ведущий: По завалам, по оврагам

Шёл Медведь хозяйским шагом

(Под музыку на ширму выходит Медведь. Он идёт важно, не спеша, минуя ели и деревья, выходит на поляну)

Медведь: Отвечайте, звери, мне

Вы готовы ли к зиме?

( Под музыку к Медведю идут две Лисички, у них в лапках рукавички)

Лисицы: (хитро) Да,

Ведущий: Ответили Лисицы,

Лисицы: Мы связали рукавицы (Показывают Медведю рукавички, он смотрит на рукавицы, гладит лисят по голове, он доволен их работой).

Рукавицы новые, новые пуховые!

(Медведь подходит к Зайцам)

Зайки: (радостно) А у нас есть валенки! (Показывают Медведю валенки, Медведь довольно кивает головой)

Ведущий: Отвечали Заиньки.

Зайки: Что нам вьюга да метель!

Хочешь, Мишенька , примерь! (Протягивают валенки Медведю, он слегка обнимает добрых зайчат.)

Белка (выглядывает из дупла и гордостью говорит): Я орешков припасла.

Высоко моё дупло, в нём и сухо и тепло (Медведь, задрав голову, смотрит в сторону белки)

(рядом с Медведем «шевелится земля», неожиданно появляется Крот)

Крот (важно): Ну а я

Ведущая: Ответил Крот

Крот: Под землёй устроил грот,

Там с красавицей – женой

Будем чай мы пить зимой!

(Крот быстро исчезает под землёй)

(Под музыку появляется ёжик, маленькими шажками он семенит в сторону Медведя)

Ёжик (скромно): Про меня забыли вы,

Здесь, в кустах моя избушка (показывает в сторону жёлтого большого куста)
А в избе грибов кадушка.

(Ёжик направляется к своему домику)

Ведущий: Обошёл Медведь весь лес

(Под музыку Медведь уходит вдаль и скрывается за деревьями)

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.

5. Итог. Обратите внимание, как актёры-кукольники создают образы персонажей сказки, используя свой голос, разнообразие интонаций, жесты, движения, соблюдают ли они правила вождения кукол на ширме.

#цтригосуворов #территориятворчества  #лучшедома  #оставайсядома  #stayhome  #дистанционноеобучение