301430, Россия, Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 21

“Физика и химия”

Объединение: «Удивительная физика» (6  класс).

Педагог – Чепелева Галина Ивановна.

Тема занятия: “Физика и химия”.

Прочитайте текст.

Что общего между физикой и химией? В чем отличие?

Химия — наука, изучающая вещества — их состав, свойства, превращения, происходящие в результате воздействия одного вещества на другое и закономерности, которым они подчиняются. Предметом химии являются элементы, соединения, связи, взаимодействия. Например, как поведет себя металл в щелочной среде? Как изменится его молекулярная и атомная структура под действием кислоты?

У химии много общего с физикой, но предметом физики является изучение физических свойств вещества: вес, плотность, прочность, температура кипения/замерзания, скорость и т. д.  В отличие от химии – это более обширная часть естествознания, которая занимается не только отдельными предметами (веществами) и их свойствами. В её основе лежит изучение природных явлений, исследование законов материального мира. Слово физика произошло от греческого physis — природа.

Когда мы слышим слово «химия», сразу представляем человека, окружённого колбами, пробирками, наполненными веществами всевозможных цветов. Он записывает непонятные символы, которые нам кажутся иероглифами. Перед нами встает вопрос: что это за наука, какие задачи изучает? Ответ достаточно прост, предмет химии – вещества.   

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях в другие вещества. Как и каждая наука, химия имеет свою историю развития. Первые химические знания появились до нашей эры, в Древнем Египте. Египтяне обладали химической наукой, которую называли «Священным искусством».

Наверняка вы слышали об алхимиках и философском камне, с помощью которого, можно превратить любой металл в золото. В современном представлении термин «химия» можно услышать в нескольких интерпретациях: химия как наука, а также продукты химического производства (одним словом химия). Мы не представляем наше существование без химических веществ. Просыпаясь утром, идём умываться: мыло, зубная паста ждут нас в ванной комнате. Ароматный чай и хрустящие хлопья на завтрак.

Одежда, обувь, школьные принадлежности и многое другое мы получаем благодаря химическим технологиям.

Но также можно сказать, что химия – это вред. Неоднократно слышали о кислотных дождях, о гибели морских жителей из-за нефтяных пятен, о нитратах в овощах и фруктах и т. д.

Химия тесно связана с человечеством, является неотъемлемой его частью. Чтобы не наносить вред нашей планете, необходимо применять химические знания и рационально использовать вещества. Именно благодаря своей многогранности химия применяется в каждой области:

  • Медицина: лекарственные препараты, вакцины, искусственные органы, косметические средства;
  • Искусство: живопись, архитектура, фотографии, изготовление ювелирных изделий, ковка, литье;
  • Сельское хозяйство: удобрение, средства для борьбы с вредителями;
  • Криминалистика: опознание личности по ДНК, отпечаткам пальцев, определение состава ядовитых и взрывчатых веществ;
  • Строительство: производство строительных материалов, обработка древесины; – Металлургия: без металлов не существует ни одна отрасль. Металлы и сплавы окружают нас повсюду;
  • В быту: средство бытовой химии, при приготовлении обеда также применяем химические знания;
  • Пищевая промышленность: молочная, мясная продукция, соусы, кондитерские изделия и т. д.;
  • Охрана окружающей среды. На данный момент остро стоит проблема охраны окружающей среды. Деятельность человека губительно действует на планету. Но с помощью химических знаний, которые базируются на свойствах веществ, учёные находят способы очистки воды, почвы, воздуха от вредных веществ.

Проведите опыты:

Опыт  «Надуватель для шарика»

Оборудование: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода, уксус, чайная и столовая ложки, воронка.

Описание опыта: Насыпать в шарик 2 чайные ложки соды. В пластиковую бутылку аккуратно налить уксус (примерно 3-4 столовые ложки, удобнее всего это делать с помощью воронки). Надеть шарик с содой на горлышко бутылки и высыпать соду из шарика в уксус.

Итог: Шарик начинает постепенно надуваться.

Объяснение опыта: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.

Опыт  «Вулкан»

Оборудование: модель вулкана из бутылочки и картона, сода, уксус, цветные краски, шприц, поднос, чашечки для смешивания красок и уксуса, палочки.

Описание опыта: Модель вулкана поставить на поднос. В бутылочку насыпать соду. В чашечках смешать уксус и краски (желтую, красную, оранжевую и т.д.). С помощь шприца вылить подкрашенный уксус в «кратер» вулкана.

Итог: Из кратера полезет цветная пена («лава»).

Объяснение опыта: Это химический опыт, демонстрирующий реакцию соды и уксуса, как в опыте «Надуватель для шарика».

Опыт «Дрожжи надувают шарик»

Оборудование: дрожжи, сахар, теплая вода, стеклянная или пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Описание опыта: В теплую, но не горячую воду, положить дрожжи, 1 ч. ложку сахара и хорошенько перемешать. Полученную смесь вылить в бутылку и надеть на бутылку воздушный шарик. Поставить бутылку в емкость с теплой водой.

Итог: Шарик стал надуваться через 5 минут после начала опыта, максимальных размеров достигнет через час-два после начала опыта.

Объяснение опыта: При брожении дрожжей начал выделяться углекислый газ, который и надувал шарик, так же как это происходит в печи с тестом. Если бы в тесте не было клейковины, углекислый газ улетучился бы. Но гибкая и тягучая клейковина не дает пузырькам газа выйти наружу, а потому тесто поднимается.