301430, Россия, Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 21

“Испанский танец”

Объединение “Хореографическая студия “Росинка”.

Тема занятия “Испанский танец”.

Педагог – Алешина Лариса Николаевна.

«Испанский танец – это душа и история испанского народа.»

Танец это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танцевальные па (фр. pas – «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Испанский танец известен с глубокой древности. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театральные представления.

Основой их развития послужили народные танцы, которые впоследствии были несколько видоизменены и дополнены новыми элементами.

Процесс становления танцев Испании был длительным. Особый расцвет они переживают в Эпоху Средневековья. Именно тогда испанские танцы становятся самостоятельной ветвью танцевального искусства.

Танцы Испании – это, в первую очередь, народное творчество.

Большинство танцевальных движений испанского сценического танца имеет народное происхождение. Но, пожалуй, ни один из национальных танцев не подвергся на сцене такой переработки в стиле классического танца, как испанский.

Искусство испанского танца известно с древних времен. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма. Относясь ко времени языческих празднований, испанские танцы имеют историю, которая является столь же динамической как шумное прошлое страны. В течение тысяч лет, Испания, полуостров, окруженный водным путем на трех сторонах, была известна миру как Иберия.

Его первые жители были древними племенами, которые создали их собственные культурные тождества, и установили индивидуальные государства политических, религиозных и социальных структур.

Этнические танцы этих наследственных племен вносят свой вклад в стеганое одеяло путаницы существующей культуры дня Испании. Среди 17 автономных сообществ Испании, Страна Басков, Галисия и Cataluna продолжают существовать и выполнять их народные танцы.

Иностранные влияния в испанском танце включают музыку и танец Кельтов, которые жили в Иберии приблизительно 500 до н.э. Это также включает мавров, которые занимали страну в течение 700 лет, начиная с 711 г. нашей эры, мавры оставили значительный след в развитии испанского танца, согласно Робину Ринолди, автору “европейских Танцев; Ирландия, Польша и Испания.”

После кастильского завоевания Испании, прибыли Gitano (цыгане) Пакистана и Индии, и еврейские иммигранты. Сегодня, народ и этнические танцы этих древних народов и влияния более новых иммигрантских культур создают многогранный мир испанского танца Фламенко. Хотя существует множество теорий, обещающих объяснить значение слова фламенко, большинство из них все же не имеет достаточных свидетельств, чтобы доказать свою правоту.

Одной из самых распространенных теорий является версия, согласно которой, слово фламенко переводится как испанское название фламандских солдат, которые охраняли Испано-бельгийские территории. Эти солдаты были известны своей уверенностью в себе, особым стилем одежды и показной гордостью, все эти качества также присущи характеру цыган. Фактически, в настоящее время термин “фламенко” синонимичен испанскому жаргонному слову “gitano” (цыган).

Испанский танец делится на два типа: испанский классический танец и фламенко (в переводе – цыганский).

Фламенко.

Для большинства “не испанцев” классический образ Испании ассоциируется именно с Андалузией. Сомбреро с широкими полями, пестрые платья с воланами, яркий цветок в волосах и страстные танцы. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим, что по своей сути это музыка мрачная и драматичная, и фольклорный образ андалузской танцовщицы – лишь его внешняя, праздничная сторона. Земля, на которой возникло фламенко, далека от жизнерадостной Андалузии, запечатленной на открытках из сувенирных магазинов. 
    

Фламенко, а вернее, наиболее его древнее ядро, канте хондо, впервые появилось в Нижней Андалузии, а точнее в трех городах: Морон де ла Фронтера, Херес де ла Фронтера и Вида де ла Фронтера под влиянием культур народов, в течение веков, сосуществовавших на одной территории – арабской, еврейской, христианской и цыганской. Отголоски африканской культуры также достигли юга Иберийского полуострова, смешав негритянские ритмы с андалузскими. В андалузской песне ностальгия сливается с лирическим протестом против несправедливости и угнетения. Арабы были изгнаны из Испании в 1492 году; евреи, которых в V веке насчитывалось в Испании около 100 тысяч, были вынуждены принять христианскую веру чтобы не подвергаться преследованиям; цыгане, вечные кочевники, подвергавшиеся гонениям, вместе со своими нехитрыми пожитками переносили с собой традиции пения и танца.Фламенко – это больше чем музыка. Это целое мировоззрение, отношение к жизни. Не обязательно быть артистом фламенко, чтобы принадлежать к этому миру. Фламенко – это прежде всего все то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями. Это особый мир, имеющий не только свои традиции и обычаи, но и свой язык, свою душу.

Язык фламенко – Канте хондо (cante jondo) –   древнее ядро фламенко, его первооснова. “Сущность отличия канте хондо от канте фламенко состоит в том, что канте хондо восходит к древнейшим музыкальным системам Индии, первообразцам пения, а фламенко, его позднее эхо, определено и окончательно сложилось в восемнадцатом веке…”

Нельзя приравнивать понятия испанского танца и фламенко. Испанские танцы многообразны, и фламенко – лишь один из них. Фольклор каждой испанской провинции своеобразен: 
– баски, живущие на севере, мужественны, строги и суровы, 
– кастильцы напряженно сдержанны, 
– арагонцы веселы, 
– каталонцы лиричны, 
-андалузцы отличаются особой страстностью.

Культуры всех этих национальностей подвергались взаимному проникновению, потому появилось множество их разновидностей. Фламенко – не просто танец, скорее это группа танцев. Это целый пласт музыкальной культуры, включающей игру на гитаре, пение.

Происхождение слова “фламенко” до сих пор не доказано. Одно из предположений, что “фламенко” происходит от латинского “огонь” (“flamma”). По другой гипотезе “фламенко” это происходит от слова “Фландрия”: в конце XVI века в Испанию пришли цыгане из Фландрии, внеся свое в культуру Андалузии. Таким образом, слово “фламенко” – “фламандец” приобрело презрительный оттенок и стало обозначать: хитрец, бродяга, пройдоха. Некоторые считают, что есть родство со словом “фламинго” (по-испански – “фламенко”). В то время сложилась своеобразная классификация фламенко:
“канте хондо” (cante hondo) («хондо») – особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни (сигирийя, солеа, канья, поло, мартинете, карселера);
“канте гранде” (cante grande – большое пение) – песни большой протяженностью и с мелодиями широкого диапазона;
“канте чико” (cante chico – малое пение) – песни, выражающие более веселые, легкие эмоции, по сравнению с предыдущими видами пения (алегриас, тангос, булериас и т.д.). Танец играл все большую роль в канте фламенко, и песни стали различаться по их функции: песня “аланте” (alante) предназначалась только для слушанья, а песня “атрас” (atrás) сопровождала танец.

В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место. Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес в него новую живую струю и выразительность.

Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.

СТИЛИ ФЛАМЕНКО

Фламенко – это особое мировоззрение. В музыке, пении и танце показывается эта специфическая манера чувствовать. Причем она может проявляться как «по максимуму», в своем «очищенном», может быть, даже «диком» виде (Solea), а может быть сдерживаемой темпераментом удовольствия и веселья, как, например, в Alegrias. Искусству фламенко принадлежит много различных стилей, и в каждом есть своя основная фундаментальная идея, которая проявляется в танце, музыке и пении конкретного стиля.
Фанданго (Fandango) – чувство, влюбленность, иногда лирическая грусть.
Tьентос (Tientos) – мудрость, глубокомыслие
Алегриас (Alegrias) – изящество, элегантность и изысканность, беззаботность и веселье. Солеа (Solea) – страсть и драматизм
Сигирия (Siguirilla) – размышления о жизни и смерти, драматизм
Фаррука (Farruca) – воздержанность, простота, умеренность и строгость
Булериас (Bulerias) – мистерия и «сумашествие»
Тангос (Tangos) – веселье.

Классический испанский танец.

Среди классических испанских танцев наибольшую известность и популярность получили такие танцы как малагуена, панадерос, петенера, болеро, хота арагонеса. Главным отличием от фламенко кроется в скованности танцоров многочисленными правилами и ограничениями. В классических танцах нет места для импровизации. Среди музыкальных инструментов широкое применение в этих танцах получили кастаньеты. Самыми известными движениями этих народных танцев считаются антраша, ассамбле, бризе, глиссады. Но стоит отметить, что даже в сдержанных классических испанских танцах все движения исполнителей пропитаны высокой энергетикой и страстью. Классический испанский танец охватывает сложную хореографию под классическую музыку великих испанских композиторов, таких как Manuel de Falla, Albeniz, Granados, и Turina. Танцовщицы носят или испанские ботинки для танца, или балетные ботинки, часто играя на кастаньетах. Танец смешивает Фламенко, Фольклор, и Классический Балет.

Болеро.  Классический тип этого испанского танца был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года.  Хотя он всегда был трехдольным, доли это в разное время по-разному дробились: три равные доли в первом такте (три четверти, если выражаться профессиональным музыкальным языком), затем на сильную долю следующего такта остановка (четверть с точкой) и три короткие ноты (восьмые). Один из ритмических вариантов болеро: первый такт дробится на короткие ноты; в таком случае их шесть (восьмые), причем, вместо первой ноты пауза. Второй такт такой же, как в первом варианте. Впоследствии дробление становится еще более мелким.Темп классического болеро умеренный, даже сдержанный. Движение полно внутренней силы и страсти. Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.

Классический тип этого испанского танца был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года.  Хотя он всегда был трехдольным, доли это в разное время по-разному дробились: три равные доли в первом такте (три четверти, если выражаться профессиональным музыкальным языком), затем на сильную долю следующего такта остановка (четверть с точкой) и три короткие ноты (восьмые). Один из ритмических вариантов болеро: первый такт дробится на короткие ноты; в таком случае их шесть (восьмые), причем, вместо первой ноты пауза. Второй такт такой же, как в первом варианте. Впоследствии дробление становится еще более мелким.

Темп классического болеро умеренный, даже сдержанный. Движение полно внутренней силы и страсти. Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.

Сарабанда. Впервые этот танец появился во французском королевском дворце, но в Испании был известен еще с 12 столетия. Основа этого танца – шум. Раньше этот танец был запретным из-за элементов во время его исполнения, изящества женского тела, которое всячески изгибалось в танце и неприличности песен, под которые танец исполнялся. Но постепенно этот запрет превратил Сарабанду в любимый танец при дворе Испании. Здесь он уже приобрел более серьезный, торжественный и величавый характер. Этот танец стали исполнять даже на погребальных церемониях.

Пасадобль. Танец, основанный на бое быков. Он характеризуется точностью и четкостью шага, расправленными плечами и высоко поднятой грудью. Танец напоминает бой двух разъяренных быков. Шаг, который танцоры, как отчеканивают, — это основа Пасадобля.

Пасадобль очень броский и эмоциональны танец, в котором партнер – это тореадор, а партнерша – его плащ.

Хота. Этот танец сегодня по-своему интерпретирован в разных районах Испании. Некоторые разновидности Хоты – это быстрые, зажигательные и приветственные танцы. А другие – более медленные, которыми провожают в последний путь усопшего. Есть также Хота, которую исполняют после сбора винного урожая.

Сардана. Национальный танец Каталонии. Она исполняется на каждом традиционном праздновании региона. Это коллективный танец, который исполняется в определенном ритме, который удобен и пожилому человеку и молодому поколению. Исполнять этот танец может каждый без особой подготовки.

Мадридский Чотис. Столица Испании Мадрид, как и большинство городов страны, имеет своего покровителя: Святого Исидора. Чествование его памяти сопровождается празднованиями на улицах города 15 мая. В этот день на площадях Мадрида и в парках можно увидеть нарядных мадридцев, танцующих народный танец Мадрида Чотис (chotis). Чотис – это разновидность мазурки, его иногда даже называют «мадридская мазурка». Исполняется он медленно. Чотис – это танец для пар. Обычно хватает небольшого пяточка, чтобы станцевать его. Схема танца заключается в 3 шагах вправо, 3 шагах влево и повороте. Движениями легко овладеть, понаблюдав за танцующими всего несколько минут.

Почти все испанские танцы сопровождаются кастаньетами и пальмас. Если о кастаньетах всем известно очень много (это ударные инструменты небольшого размера, которые делают исполнение танца более артистичным и выразительным), то о пальмас говорят редко.

Пальмас – это хлопки, которые сопровождают движения или вокал во время танцев. Хлопок – это самый древний музыкальный инструмент Испании. Хлопки бывают глухие и звонкие. Исполнение Фламенко невозможно без пальмас. Пальмас – это постоянное сопровождение Фламенко, которое придает ему жизненность, настроение и колорит.

Испанский танец – это душа и история испанского народа. Испанский танец, получивший всемирное признание – это индивидуальность и колоритность испанской души.

Современный испанский танец возник в первой половине 20 века. Его отличительная особенность – гармоничное единение танца и пения. Танец сопровождается живым пением, часто в исполнении самих танцоров.
Однажды влюбившись в испанский танец, вы со временем поймете, что это любовь на всю жизнь. Это яркое чувство наполнит особым смыслом ваше существование и внесет яркий штрих в повседневность.
Ради такой любви стоит найти время, и стать частью класса по испанской хореографии.